Страница 3 из 7
Методика исследования. Испытуемым устно предъявляется 15 слов для запоминания. В первой серии – изучалось непосредственное запоминание. Во второй и третьей сериях (запоминание с помощью визуальных средств – картинок. Четвертая серия — буквенное опосредование.
В процедуру обследования было введено несколько изменений: для обеспечения контроля побочных переменных (эффектов порядка) слова испытуемым предъявлялись в произвольном порядке. Для проведения эксперимента использовались картинки из методического пособия к исследованию памяти, разработанного С. Я. Рубинштейн (Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения их в клинике. М., 2007). В ходе пилотажного исследования было выявлено, что некоторые картинки - ключ, перьевая ручка, чернильница, булочная, детские штанишки фиолетовые, перья – представляли собой устаревший в культурном отношении вариант. Были выбраны новые картинки, была проведена экспертиза. В процессе экспертизы каждому из семи экспертов, в число которых входили профессора, аспиранты и студенты университета МГППУ, предъявлялись три альтернативных изображения. Отобранные картинки соответствовали новому визуальному ряду и были выдержаны в единой стилистике стимульного материала.
В процедуру обследования было введено несколько изменений: для обеспечения контроля побочных переменных (эффектов порядка) слова испытуемым предъявлялись в произвольном порядке. Для проведения эксперимента использовались картинки из методического пособия к исследованию памяти, разработанного С. Я. Рубинштейн (Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения их в клинике. М., 2007). В ходе пилотажного исследования было выявлено, что некоторые картинки - ключ, перьевая ручка, чернильница, булочная, детские штанишки фиолетовые, перья – представляли собой устаревший в культурном отношении вариант. Были выбраны новые картинки, была проведена экспертиза. В процессе экспертизы каждому из семи экспертов, в число которых входили профессора, аспиранты и студенты университета МГППУ, предъявлялись три альтернативных изображения. Отобранные картинки соответствовали новому визуальному ряду и были выдержаны в единой стилистике стимульного материала.