Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский государственный психолого-педагогический университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Деятельностные технологии: цифровые модели

Деятельностные технологии организации образовательных детско-взрослых сообществ: цифровые модели

E-mail Печать PDF
Индекс материала
Деятельностные технологии организации образовательных детско-взрослых сообществ: цифровые модели
Цель и задачи проекта
Основные предполагаемые результаты
Все страницы

Актуальность разработки обусловлена тем, что существующие в современной практике образования цифровые системы обучения основаны на реализации цифро-алгоритмического подхода, повторяющего и воспроизводящего известные зарубежные аналоги.  Они не опираются на оригинальные деятельностные технологии в образовании: образцы технологий разрабатываются в отечественной науке в русле идей культурно-исторической психологии и теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и уже получили высокую оценку и широкое признание профессионального сообщества.

Традиционный цифро-алгоритмический подход к организации обучения, реализованный в электронно-цифровых средах, сводит процессы деятельности к алгоритмам операциональных цепочек. В рамках этого подхода учащиеся осваивают как правило определенную последовательность операций. И хотя их выполнение приводит к правильному ответу, однако условия, необходимые для сопровождения предметных и смысло-целевых составляющих мышления и действия в такого типа средах специально не обеспечиваются. Не получают должной поддержки процессы понимания, рефлексии, моделирования, взаимопонимания и коммуникации, определяющие закономерности развития детей в обучении. В таких средах невозможно организовать самоопределение учащегося и осуществлять его воспитание. Анализ показывает, что цифровые образовательные ресурсы, разработанные на основе цифро-алгоритмического подхода, являются своеобразным «хранилищем» учебных программ и пособий, переведенных в цифровые формы. Они скучны для детей и автоматизируют в основном преподавательский контроль.  Способы предоставления информации не позволяют организовывать полноценные учебные, исследовательские и проектные детско-взрослые образовательные сообщества, а в итоге не позволяют строить процесс получения знания в соответствии с возрастными особенностями развития школьников.

В отличие от подобных электронно-цифровых ресурсов, междисциплинарный коллектив исследователей и разработчиков ставит перед собой следующие задачи:

· Во-первых, в соответствии с принципами теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) и учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) обосновать модельные образцы деятельностных технологий организации игровых, учебных, учебно-исследовательских и учебно-проектных ситуаций, отвечающих требованиям возрастного развития детей;

· Во-вторых, будут разработать соответствующие этим образцам цифровые прототипы деятельностных технологий совместной деятельности школьников и педагогов.

Авторы проекта опираются на положение о том, что деятельностные технологии организации совместных игровых, учебных, учебно-исследовательских и учебно-проектных ситуаций создают условия для развертывания процессов коммуникации, моделирования, планирования, контроля и оценки, а наглядное представление актов мышления и действия учащихся и учителя через специфические знаково-символические средства позволяют включать учащихся в освоение формообразующих типов деятельности в соответствии с их возрастными возможностями. Цифровые средства реализации деятельностных технологий позволяют эффективно подходить к проблеме организации образовательных детско-взрослых сообществ, специфических для включения учащихся в формообразующие типы деятельности (игровая, учебная, исследовательская, проектная) и освоению ключевых способов работы со знанием.



Обновлено ( 12.01.2024 14:20 )  

Славина Лия Соломоновна
14.01.1906 - 23.09.1988
Психолог, занималась исследованиями развития личности ребенка, ученица Л.С. Выготского.