UNESCO Chair on the Cultural and Historical Psychology of Childhood

Moscow State University of Psychology and Education

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Home Publications_remove Обзоры зарубежной литературы Психология подросткового возраста

Психология подросткового возраста

There are no translations available.

Психология подросткового возраста.
Некоторые направления в зарубежных исследованиях

Е.А. Журкова, Р.Е. Радева

Подростковый возраст – один из самых сложных и неоднозначных для анализа период развития в жизни человека. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития.  На этот период развития приходятся значительные органические изменения (морфологические, физиологические и др.), связанные с пубертатом (интенсивным половым созреванием). Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития. Весьма значительны и психологические изменения в подростковом возрасте, которые влияют на все области жизни подростков.
В данном обзоре кратко представлены некоторые исследования, посвященные изучению различных сторон жизни подростков: школьная жизнь подростков, их досуговая деятельность, в частности феномен волонтерской (добровольной) деятельности, взаимоотношения в коллективе сверстников, представления подростков о любви и романтических отношениях, особенности взаимопомощи среди подростков, взаимоотношения с родителями.
Эти исследования были опубликованы в 2009 году в зарубежных научных психологических журналах и выполнены в рамках различных психологических концепций.

Зарубежом, как и в нашей стране, большую часть своего времени подросток проводит в учебном заведении. Будь то школа, лицей, колледж, в каждом из них подростки обучаются среди сверстников и, значит, им всякий раз необходимо выстраивать особые отношения со своими одноклассниками.
Известно, что практически в каждом классе в школе есть такой ученик, которого чаще всего называю «белой вороной», над ним подшучивают, а иногда даже и издеваются его одноклассники.  В представленном исследовании приводятся материалы изучения развития академической компетентности у подростков, которые издеваются над одноклассниками, и у подростков, которым приходится испытывать насмешки, издевательства со стороны сверстников. В этом исследовании еще раз подчеркивается как важно отношение взрослых к подросткам, т.к. зачастую именно от поведения взрослых зависят отношения внутри подросткового сообщества.
Эффект, когда положительное отношение значимых взрослых к тому или иному ребенку может повлиять на взаимоотношения между детьми, достигается в интеграционных сообществах, когда взрослые показывают пример терпимости и взаимоуважения (такие примеры есть в некоторых московских школах, в частности в школе для одаренных детей «Интеллектуал»).

Развитие академической компетентности среди подростков, которые издеваются и которые терпят издевательства
Лэнг Ма, Эрин Фелпс, Жаклин В. Лернер, Ричард М. Лернер
The development of academic competence among adolescents who bully and who are bullied
Lang Ma, Erin Phelps, Jacqueline V. Lerner , Richard M. Lerner. Journal of Applied Developmental Psychology. 30 (2009) pg. 628–644
 
Ключевые слова: запугивание, академическая компетентность, действия, связанные с развитием, юность, положительное молодежное развитие.
 
В этом исследовании изучается связано ли с академической компетентностью подростка то, кем является подросток: хулиганом, который издевается над сверстниками или жертвой таких издевательств, влияют ли особенности окружающей обстановки и индивидуальные характеристики на академическую компетентность подростка, и как такое воздействие различается в зависимости от статуса подростка.
Результаты исследования показали, что тот, кто является хулиганом через некоторое время занимает более низкое положение, и что быть хулиганом более вредно для девочек, чем для мальчиков. Быть хулиганом и быть жертвой отрицательно сказываются самооценке академической компетентности, но этот показатель не изменяется в течение долгого времени и не зависят от  пола. Поддержка учителя положительно влияет на статус подростка, а большую родительская поддержка и поддержка учителя не зависимо друг от друга влияют на более высокую самооценка своей академической компетентности. Более высокие образовательные ожидания и школьное обязательство независимо друг от друга влияют на  более высокий статус ученика, в то же время эти два параметра положительно взаимодействовали когда респонденты говорили о собственном восприятии своей академической компетентности. Оказалось неожиданным, что  поддержка со стороны друзей, отрицательно влияет на восприятие «жертвами» своего статуса, и отрицательно влияет на восприятие своей  академической компетентности у хулиганов. В статье обсуждается важность обращения к проблеме академической компетентности при вмешательстве в проблему запугивания и издевательства среди подростков.

В рамках исследования школьной жизни подростков проводилось изучение того, как школьный климат влияет на понимание детьми своих прав. Это исследование к тому же еще и межкультурное, так как в нем принимали участие еврейские и арабские подростки.

Школьный климат и детские представления их прав: относящаяся к разным культурам перспектива среди еврейских и арабских подростков
Мона К.-Касабри, Ашер Бен-Ари
School climate and children's views of their rights: A multi-cultural perspective among Jewish and Arab adolescents
Mona Khoury-Kassabri, Asher Ben-Arieh. Children and Youth Services Review 31 (2009) pg. 97–103
 
Ключевые слова: школьный климат, детские права, культура, семья, подросток.
 
Данное исследование посвящено изучению уникального вклада школьного климата в детские представления об их правах в не-Западной и нехристианской культуре во взаимодействии с другими культурными и семейными факторами. Это исследование особенно интересно, поскольку большинство исследований до настоящего времени сосредоточилось на детях (включая подростков) из Западных культур, живущих в "Западных" семьях и в христианских обществах. В исследовании использовались полученные данные о еврейских и арабских подростках в Восточном и Западном Иерусалиме, для того чтобы определить относительный вклад личных факторов и факторов среды в соблюдение школьниками и понимание своих прав. По результатам исследования стало известно, что еврейские ученики более часто, чем арабские школьники соблюдают большинство детских исследованных переменных прав. В патриархальных семьях детские права соблюдаются меньше, в то время как в семьях демократических более высокое соблюдение прав детей. Кроме того, ученики отмечают, что чем больше в школе учителей, которые открыты для критики со стороны учащихся тем больше среди молодых людей соблюдаются их права.

Часть исследований посвящено изучению досуговой деятельности подростков. Учебная деятельность, хотя и занимает основное место, не является единственной в жизни подростков. В современных образовательных учреждениях, как в России так и зарубежом, есть много возможностей участвовать в интересных и развивающих внеучебных деятельностях. Это могут быть занятия спортом, творчеством и т.п.

Деятельности в свободное от работы время и психологическое благополучие в подростковом возрасте
Сара Трэйнор, Пол Дельфабро, Сара Андерсон, Энтони Уайнфилд
Leisure activities and adolescent psychological well-being
Sarah Trainor, Paul Delfabbro, Sarah Anderson, Anthony Winefield. Journal of Adolescence xxx (2009) pg. 1–14
 
Ключевые слова: деятельность в свободное от работы время, индивидуальность, подросток, психологическое благополучие.
 
В исследовании изучалась, насколько можно действительно говорить о связи между психологическим благополучием и участием подростков в досуговой деятельности, о которой сообщают в других исследованиях. 947 учащихся из 19 школ в Аделаиде, Южной Австралии, приняли участие в исследовании. Школьники участвовали в анкетном опросе про степень их участия в социальных, несоциальных и неструктурированных деятельностях в свободное от работы время так же как мерах индивидуальности. Как ожидалось, переменные индивидуальности более влияют на психологическое благополучие подростков, чем использование свободного времени, хотя участие в менее структурированных деятельностях в свободное от работы время было связано с более плохим психологическим состоянием и использованием психоактивных веществ. Эти результаты соответствуют предыдущему исследованию индивидуальности, которое предполагает, что использование свободного времени может быть связано с благополучием постольку, поскольку люди, которые в психологическом отношении здоровы, могут быть вовлеченными в структурированные деятельности в свободное от работы время. В представленной статье обсуждаются значения этих результатов для школьной политики и будущего исследования относительно связей между участием в досуговой деятельности и психологическим благополучием.

Изучая личность современных подростков, многое авторы обращаются к исследованию самооценки в подростковом возрасте и тех факторов, которые так иди иначе влияют на формирование самооценки. В настоящее время в отечественной психологии говорят не просто о самооценке, а о самооценивании как деятельности, имеющей свои особенности в подростковом возрасте (В.П. Зинченко, Б.Г.Мещеряков [2]).
Продолжая тему досуговой деятельности в подростковом возрасте, авторы следующего исследования говорят о том, что, чем в более разнообразных внеучебных занятиях участвует подросток, тем выше его самооценка как общая, так и самооценка своих социальных и академических возможностей.

Краткое сообщение: Участие австралийских подростков во внеучебных деятельностях и их самооценка
Кори Дж. Бломфилд, Бонни Л. Барбер

Brief report: Performing on the stage, the field, or both? Australian adolescent extracurricular activity participation and self-concept
Corey J. Blomfield, Bonnie L. Barber. Journal of Adolescence 32 (2009) pg. 733-739
 
Ключевые слова: самооценка у подростков; участие во внеучебной деятельности; спортивные состязания.
 
В данном исследовании были изучены отношения между участием австралийских подростков во внеучебных деятельностях и их самооценкой. В общей сложности в исследовании приняли 1489 подростков (56%  девушек; средний возраст 13.8 лет), были измерены их социальная самооценка, академическая самооценка, и общая самооценка, рассмотрены результаты относительно участия подростков во внеучебной деятельности. Вообще исследование показало что, участие в любом типе внеучебной деятельности было связано с более высокой социальной и академической самооценкой, и общей самооценкой, по сравнению с тем, когда подростки не принимали участие ни в какой подобной деятельности. Подростки, которые участвовали и в спортивных состязаниях и также в неспортивных состязаниях, показали более положительную социальную самооценку и общую самооценку, по сравнению с теми, кто только участвовал в одном из типов деятельности. Это исследование важно для поддержки внеучебных деятельностей как одного из условий положительной самооценки, и демонстрирует важность участия подростка в разнообразных внеучебных деятельностях для его самооценки.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте – одна из деятельностей, в которой формируются основные новообразования данного возраста [1]. Важно исследовать, как такое общение складывается у современных подростков, в частности для того, чтобы лучше понимать, как происходит процесс адаптации подростка в коллективе сверстников. Этот вопрос очень часто встает перед психологами-практиками, работающими с подростками в школах. В следующих исследованиях затрагиваются проблемы взаимоотношений между полами в подростковом сообществе. Ставятся вопросы об особенностях взаимопомощи между мальчиками и девочками, вопросы понимания подростками романтических отношений.

Намерения мальчиков-подростков обратиться за помощью к друзьям и подругам
Хезер А. Сирс, Джоанна Грэхэм, Анна Кампбел
Adolescent boys' intentions of seeking help from male friends and female friends
Heather A. Sears, Joanna Graham, Anna Campbell. Journal of Applied Developmental Psychology 30 (2009) pg. 738–748

В данном исследовании изучались намерения мальчиков подросткового возраста в обращении за помощью к друзьям и подругам. Оценивались различия в ищущих помощь намерениях мальчиков; оцененный, ли отдельные особенности мальчиков предсказали свои намерения; и исследованная воспринятая поддержка от друзей мужского пола и подруг как посредники этих отношений. Участникам были 171 подросток (возраст 9–12), живущие в сельских сообществах. Молодые люди участвовали в анонимном опросе в школе. Желание обратиться за помощью исследовалось относительно таких индивидуальных характеристик как приспосабливаемость характера, уровень компетентности в принятии решения, соответствие определенным мужским нормам, депрессивные признаки. Результаты показали, что у мальчиков были более высокие намерения обратиться за помощью к подругам, чем к друзьям мужского пола. У мальчиков, у которых был более приспосабливаемый характер и эмоциональный контроль меньше соответствал мужской норме, были более высокие намерения искать помощь от друзей мужского пола и подруг. Восприятие мальчиками поддержки связано с уровнем приспосабливаемости характера и уровнем эмоционального контроля и намерения обратиться к друзьям мужского пола и подругам. В статье обсуждается значения полученных данных для будущих исследований и для программ, в которых разрабатываются вопросы адаптации молодых людей среди сверстников.

Юношеское объяснение разрыва романтических отношений: перспективы развития
Дженнифер Коннолли, Каролина МкИсаак
Adolescents’ explanations for romantic dissolutions: A developmental perspective
Jennifer Connolly, Caroline McIsaac. Journal of Adolescence 32 (2009) pg. 1209-1223
 
Ключевые слова: юношество, романтические отношения, романтические расставания, развивающие системы, романтические мотивы
 
Цель исследования – изучить распространенность и значение для развития разрывов романтических отношений в юношеском возрасте. Это относительно нетронутая область исследований. В данном исследовании изучена их возможность в выбранной группе, состоящей из 910 молодых людей, сперва отмечали частоту этих событий в связи с возрастом, гендером и романтическим опытом, затем – анализ объяснений причины расставаний, данными подгруппой (N ¼ 211), у участников которой был опыт расставания в течение последних 6 месяцев. О расставаниях сообщили 23% молодежи, особенно  у тех, у кого был длительный романтический опыт. Большинство, особенно девушки, сообщили, что разрыв произошел по их инициативе. Используя категориально-содержательный подход, мы определили, что большинство объяснений разрывов отражает «соответствие неудаче» при встрече с развивающе-важными романтическими потребностями, особенно у тех, кто относится к взамиозависимым. Однако паттерны, соответствующие возрасту или гендеру, у тех, у кого был романтический опыт, были сфокусированы на неудовлетворенные интимные потребности. В статье обсуждается развивающее значение  расставаний, отмечая непрерывность (континиум) между потребностями, выраженными в целых отношениях и в расставаниях.

Использованная литература

  1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой. – М., 1967.
  2. Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования. // Вопросы психологии, № 1, 1998. – с.27-28.
 

Bozhovich Lidiya IlyinichnaBozhovich Lidiya Ilyinichna
11.01.1908 - 21.07.1981
Psychologist. Student of L.S. Vygotsky.
“She created her own original concept of personality based on cultural-historical theory of Vygotsky. The basis of her concept is the notion of potency and freedom of the personality…”A.M. Prikhozhan