Актуальность проекта: обусловлена общемировыми тенденциями в психолого-педагогической науке, связанными с возрождающимся запросом широкого международного профессионального сообщества на понимание и широкое обсуждение фундаментальных идей, положений и методов, составляющих теоретико-методологическую основу культурно-исторической психологии (КИП) и теории деятельности (ТД). Согласно данным последних наукометричеких исследований (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, А.А. Шведовская, В.В. Пономарева, 2019), выявлена положительная динамика роста количества публикаций, содержащих ключевые термины и понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности («зона ближайшего развития», «деятельность», «орудие», «знак», «высшие психические функции», «сотрудничество» и др.) в различных научных базах данных (WoS CC, Google Академия, РИНЦ) как на русском, так и на английском языках. При этом на сегодняшний день фактически отсутствуют такие образовательные ресурсы (базы знаний), которые позволяют не формально, а системно и содержательно осваивать теоретико-методологические основы и возможности практического применения методов указанных научных подходов в образовательной и социальной практике.
Существующие на сегодняшний день библиотечные базы данных, выступающие как ресурсы для студентов при поиске информации о ключевых понятиях, определяющих содержание КИП и ТД, являются системами хранения большого объема информации. Такие базы основаны, как правило на формальных критериях поиска и отбора материалов и в функциональном отношении не связанны с образовательными задачами.
Разрабатываемый метод анализа содержания, отбора и систематизации научно-исследовательских публикаций, основанный на концептуальном подходе, и позволяющий относить анализируемые работы к конкретному научному направлению, этапу его становления, отображать преемственность и ключевые повороты в разработке содержания системы изучаемых понятий в рамках КИП и ТД, позволяет на его основе создавать уникальные базы знаний, в основе которых заложен новый подход к проектированию образовательного пространства. Такой подход исходит не из формального изложения материала, а из историко-культурного контекста развития содержания осваиваемых понятий, составляющих содержательную характеристику рассматриваемых концептуальных систем. Тем самым, учащиеся в процессе обучения воспроизводят логику становления культурно-исторической психологии и теории деятельности, рассматривая как теоретико-методологические и методические аспекты данных концепций, так и возможности их практического применения для решения проблем образовательной и социальной практики.