Article Index |
---|
Деятельностные технологии организации образовательных детско-взрослых сообществ: цифровые модели |
Цель и задачи проекта |
Основные предполагаемые результаты |
All Pages |
Актуальность разработки обусловлена тем, что существующие в современной практике образования цифровые системы обучения основаны на реализации цифро-алгоритмического подхода, повторяющего и воспроизводящего известные зарубежные аналоги. Они не опираются на оригинальные деятельностные технологии в образовании: образцы технологий разрабатываются в отечественной науке в русле идей культурно-исторической психологии и теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и уже получили высокую оценку и широкое признание профессионального сообщества.
Традиционный цифро-алгоритмический подход к организации обучения, реализованный в электронно-цифровых средах, сводит процессы деятельности к алгоритмам операциональных цепочек. В рамках этого подхода учащиеся осваивают как правило определенную последовательность операций. И хотя их выполнение приводит к правильному ответу, однако условия, необходимые для сопровождения предметных и смысло-целевых составляющих мышления и действия в такого типа средах специально не обеспечиваются. Не получают должной поддержки процессы понимания, рефлексии, моделирования, взаимопонимания и коммуникации, определяющие закономерности развития детей в обучении. В таких средах невозможно организовать самоопределение учащегося и осуществлять его воспитание. Анализ показывает, что цифровые образовательные ресурсы, разработанные на основе цифро-алгоритмического подхода, являются своеобразным «хранилищем» учебных программ и пособий, переведенных в цифровые формы. Они скучны для детей и автоматизируют в основном преподавательский контроль. Способы предоставления информации не позволяют организовывать полноценные учебные, исследовательские и проектные детско-взрослые образовательные сообщества, а в итоге не позволяют строить процесс получения знания в соответствии с возрастными особенностями развития школьников.
В отличие от подобных электронно-цифровых ресурсов, междисциплинарный коллектив исследователей и разработчиков ставит перед собой следующие задачи:
· Во-первых, в соответствии с принципами теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) и учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) обосновать модельные образцы деятельностных технологий организации игровых, учебных, учебно-исследовательских и учебно-проектных ситуаций, отвечающих требованиям возрастного развития детей;
· Во-вторых, будут разработать соответствующие этим образцам цифровые прототипы деятельностных технологий совместной деятельности школьников и педагогов.
Авторы проекта опираются на положение о том, что деятельностные технологии организации совместных игровых, учебных, учебно-исследовательских и учебно-проектных ситуаций создают условия для развертывания процессов коммуникации, моделирования, планирования, контроля и оценки, а наглядное представление актов мышления и действия учащихся и учителя через специфические знаково-символические средства позволяют включать учащихся в освоение формообразующих типов деятельности в соответствии с их возрастными возможностями. Цифровые средства реализации деятельностных технологий позволяют эффективно подходить к проблеме организации образовательных детско-взрослых сообществ, специфических для включения учащихся в формообразующие типы деятельности (игровая, учебная, исследовательская, проектная) и освоению ключевых способов работы со знанием.