UNESCO Chair on the Cultural and Historical Psychology of Childhood

Moscow State University of Psychology and Education

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Home Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа кафедры ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства"

There are no translations available.

Научно-исследовательская работа кафедры ведется по нескольким направлениям:
1. Разработка и участие в исследовательских и научно-организационных мероприятиях. Опираясь на теоретико-методологические принципы научной школы Рубцова В.В. "Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании" (утверждена Ученым советом МГППУ в 1990 го.) за последние 5 лет организованы мероприятия международного уровня, в рамках которых ведущие специалисты из разных стран в области психологии детства обсудили наиболее актуальные вопросы, связанные с проблемами обучения и развития детей на различных возрастных этапах, современное состояние и перспективы развития системы образования, основанной на принципах развивающего обучения, проблемы обучения и развития детей с "особыми образовательными потребностями":
  • Международная конференция для аспирантов и молодых учёных «Современное образование в контексте идей культурно-исторической психологии: междисциплинарные исследования и социальные практики» (2017 г.), руководитель - Рубцов В.В., исполнители - Байковская Н.А., Зарецкий В.К., Рубцова О.В., Эльконин Б.Д., Задорина Е.Н.;
  • Международный научный симпозиум «Научная школа Л.С.Выготского: традиции и инновации» (к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского) (2016 г.), руководитель - Рубцов В.В., исполнители - Байковская Н.А., Зарецкий В.К., Рубцова О.В., Эльконин Б.Д., Марголис А.А., Задорина Е.Н., Лубовский Д.В.;
  • Международный симпозиум «Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве» (2019), руководитель - Рубцов В.В.; 
Организованы научно-практические семинары и цикл вебинаров по актуальным проблемам культурно-исторической психологии и деятельностного подхода:
  • Научно-практический семинар "Совместно-распределенная деятельность: диагностика, организация, развитие" 
  • Актуальные проблемы теории и практики учебной деятельности 
Проведены научно-исследовательские мероприятия, в которых приняли участие члены профессорско-преподавательского состава кафедры:
  • Разработка модели диагностики, направленной на оценку способов совместного решения учебных задач обучающимися начальной школы (2019-2021 гг.). Руководитель: Исаев Е.И., исполнители: Исаев Е.И., Конокотин А.В.;
  • Психологические основы цифровизации учебного сотрудничества младших подростков в процессе решения учебной задачи (2019, 3 года), руководитель - Рубцов В.В., исполнители - Лобанова А.Д., Зак А.З., Улановская И.М., Янишевская М.А., Ривина И.В., Высоцкая Е.В.;
  • Психологические условия достижения метапредметных образовательных результатов на этапе перехода в основную школу (2018 г.), исполнитель - Улановская И.М.

В ходе выполнения указанных проектов авторами разработаны подходы к решению проблем и задач цифровизации учебного процесса на этапе начального школьного образования: предложены модели и стратегии включения цифровых образовательных технологий для организации продуктивных форм учебного сотрудничества младших школьников, модель диагностики способов совместной деятельности детей как с особыми образовательными потребностями, так и нормативно развивающихся учащихся. Помимо этого, обоснованы условия достижения метапредметных образовательных результатов обучающимися при переходе из начального в среднее звено школьного обучения, что позволяет подойти к решению проблемы преемственности различных уровней школьного образования с позиции теории развивающего обучения.

 
2. Подготовка научных и научно-исследовательских кадров высшей категории в рамках аспирантуры по направлению подготовки 19.00.07 (Педагогическая психология). Аспиранты совместно с ведущими специалистами в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, обучения и развития детей, разрабатывают проблемы, связанные с психологическими условиями формирования коммуникативной компетенции как основы развития учебной деятельности в начальной школе, зоной ближайшего развития учебных действий при преодолении младшими подростками учебных трудностей, развитием теоретического мышления младших школьников в условиях учебной деятельности, взаимодействиями детей младшего школьного возраста (в том числе с особыми образовательными потребностями) в процессе решения учебных задач.
 
3. Подготовка материалов для международного научного журнала МГППУ «Культурно-историческая психология». Журнал включен в Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI) и Scopus.

В сотрудничестве с Ассоциацией исследователей образования и Психологическим институтом Российской академии образования в исполнении решения международной научно-практической конференции "Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации" в 2020 году создана междисциплинарная Комиссия по изучению и сохранению наследия научной школы В.В. Давыдова. Основной целью Комиссии является содействие изучению и сохранению богатого наследия научной школы академика Василия Васильевича Давыдова, дальнейшей разработке и внедрению в практику отечественного образования теоретико-методологических и научно-практических идей и научных результатов основных направлений исследовательской деятельности представителей данной научной школы.

 

Vygotsky Lev SemionovichVygotsky Lev Semionovich
5.11.1896 - 11.06.1934
Psychologist, thinker. Founder of Cultural-Historical psychology.

“… not a single distinguished psychologist in the world was able to enrich his area of science so significantly and diversely as he did…” M.G. Yaroshevsky