Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Словарь культурно-исторической психологии

Словарь культурно-исторической психологии

E-mail Печать PDF
Индекс материала
Словарь культурно-исторической психологии
Структура Словарной статьи
Справочная информация
Все страницы

Данная информационная система-словарь призвана ориентировать пользователя в многообразии терминологической системы Л.С.Выготского, сопровождать чтение текстов Выготского необходимым библиографическим и справочным материалом.

С одной стороны информационно-справочная система выполняет синтезирующую функцию – помогает читателю охватить «единым взором» всю понятийную (терминологическую) сеть Выготского, с другой – «углубиться» в тот или иное понятие (термин) теории.


Структура Словарной статьи

  1. слово – дефиниция (термин, понятие);
  2. перевод слова на английский язык;
  3. коэффициент частотности – указание на то, сколько раз это слово (термин, понятие) употреблено Выготским в текстах (включая все словоформы), в каких работах и в какое время это слово употреблено;
  4. цитатник – исчерпывающий перечень цитат с использованием данного слова как ключевого, с указанием источника данной цитаты (на основе библиографического списка работ Т.М.Лифановой, опубликованного в Собр. соч., т. 6, 1982);
  5. обобщающая статья (в собственном смысле – Словарная статья на данное слово);
  6. библиографический список – список литературы, в которой наиболее явно и полно представлено развитие идей Выготского, связанных с данным словом (понятием), указывается литература на русском и английском языках.

После предварительной работы сотрудников проекта выделено девять разделов, в которых упорядочены основные термины, употреблявшиеся Л.С.Выготским в его опубликованных произведениях.

Анализ предметных указателей, включенных в Собрание сочинений Л.С.Выготского (1982-1984 гг., «Педагогика», Москва) показал, что не все оригинальные термины (понятия) Л.С.Выготского вошли в предметный указатель. Поэтому, проведя дополнительный анализ существующих психологических словарей, а так же текстов самого Выготского, мы расширили Словник. Нам важны Ваши замечания и предложения по поводу Словника.

В 2007 году планируется работа над разделом «Детская (возрастная) психология». Вы можете ознакомиться с примером Словника данного раздела.

Дополнительные «поисковые поля» позволят так же получить информацию о том, где работал Л.С.Выготский в то время, когда им проводилось то или иное исследование, сведения о периодических изданиях, в которых им и его коллегами публиковались основные результаты исследований, а так же информация о тех научных мероприятиях, на которых эти результаты были представлены и обсуждены.

Составлен предварительный список ресурсов дополнительных «поисковых полей» системы – учреждения, в которых работал Выготский, периодических изданий, в которых публиковались его работы и т.п.

Вы можете ознакомиться со списком и внести свои добавления, комментарии, замечания!

Основные разделы информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической психологии»

 

Раздел

Подраздел

1

Методология психологии. Методологические принципы и методические средства культурно-исторической психологии

 

2

Общенаучная и философская терминология, термины из междисциплинарного и психологического кругозора культурно-исторической психологии

Общенаучная и философская терминология

История психологии

3

Основные термины культурно-исторической концепции Л.С.Выготского

 

4

Общая психология

Ощущения и восприятие

Память

Внимание

Мышление и речь

Эмоции, потребности. Проблема аффекта и интеллекта (воли)

Личность

Воображение

Действие, движение и моторика

5

Детская (возрастная) психология

Методологические (общие) вопросы, периодизации детского развития

Периоды детского развития

· Кризис новорожденности

· Младенческий возраст

· Кризис одного года

· Раннее детство

· Кризис 3 лет

· Дошкольный возраст

· Кризис 7 лет

· Школьный возраст

· Кризис 13 лет

· Пубертатный возраст

· Кризис 17 лет

6

Дефектология

Методологические (общие) вопросы

Психологические особенности слепого

Психологические особенности глухого

Психологические особенности УО

7

Педагогическая психология

Проблема обучения и развития

Зона ближайшего развития

Психологические особенности одаренного ребенка

Трудности в поведении и обучении

8

Психология искусства

 

9

Естественно-научные основы психологии

 

Высылайте свои предложения на адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , тема письма «словарь»


Дополнительная справочная информация

Учреждения

  • Экспериментально-дефектологический институт, ЭДИ (Институт коррекционной педагогики)
  • Клиника Г.И.Россолимо
  • Академия коммунистического воспитания им. Крупской
  • Московский институт педологии и дефектологии
  • Второй МГУ (МГПИ им. Ленина – МГПУ), педологический факультет
  • Высшие педагогические курсы
  • Институт экспериментальной психологии при Московском университете (с 1923 г. передан в РАНИОН – Российскую ассоциацию научных институтов общественных наук), ныне Психологический институт РАО
  • Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена
  • Лаборатория по психологии аномального детства на Медико-педагогической станции Наркомпроса РСФСР
  • Университет А.Л. Шанявского (Народный университет Шанявского), историко-философский факультет
  • МГУ, историко-филологический факультет
  • МГУ, медицинский факультет (Первый медицинский институт)
  • 2-й Московский медицинский институт
  • Институт высшей нервной деятельности
  • Институт научной педагогики при 2-м МГУ (отдел дефектологии)
  • Харьковский медицинский институт
  • Государственная академия художественных наук (ГАХН)
  • Среднеазиатский госуниверситет, восточный факультет, педолого-педагогическое отделение. САГУ, Ташкент
  • Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК)
  • Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ)

Периодические журналы

  • Педология
  • Естествознание и марксизм
  • Народный учитель
  • Научное просвещение
  • Работник просвещения
  • Психотехника и психофизиология труда
  • Психология
  • Советская невропатология, психиатрия, психогигиена
  • Педагогическая энциклопедия
  • Большая советская энциплопедия

Научные мероприятия

  • II Всероссийский съезд по психоневрологии. Петроград, январь 1924 года
  • Международный конгресс по обучению глухонемых. Лондон, 1925. Доклад «Принципы социального обучения глухонемых детей в России»
  • II съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних. Ноябрь, 1924
  • Первый Всероссийский педологический съезд. 1928, Москва.
  • I Всеукраинский съезд по психоневрологии, Харьков, 1934
  • I Всероссийская конференция работников вспомогательных школ, 1928
  • III Всероссийский съезд по охране детства, 1930, май
  • I съезд по изучению поведения человека, май, 1930
  • Конференция по вопросам теории и практики шизофрении, июнь, 1932
  • Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков, 1934
Обновлено ( 31.10.2014 14:28 )  

Лурия Александр РомановичЛурия Александр Романович
16.07.1902 - 14.08.1977
Психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л.С. Выготского.
"Он был мастером эксперимента и считал, что любую психологическую проблему можно решить экспериментальным путем." Е.Д. Хомская