Предлагаем Вашему вниманию отчет о Первой международной программе обучения для студентов по теории деятельности и формирующим вмешательствам в рамках Летней школы Хельсинки, подготовленный научным сотрудником нашей лаборатории Сафроновой М.А.
Скачать отчет (PDF, 366 KB)
Летняя школа Хельсинки (Helsinki Summer School) – традиционное международное мероприятие, проводимое университетами города Хельсинки, главный организатор – Университет Хельсинки. 11 Ежегодная летняя школа Хельсинки прошла с 03 по 19 августа 2010 г., обучение велось по 18 курсам разных областей наук, в работе Школы приняло участие более 400 бакалавров, магистров и аспирантов из 50 стран мира.
Центр изучения деятельности, развития и обучения (Center for Research on Activity, Development, and Learning, CRADLE) института наук о поведении (Institute of Behavioral Sciences) университета Хельсинки разработал программу обучения «Теория деятельности и формирующие вмешательства». Руководителем первой программы стал директор Центра, профессор Юрио Энгестрём, куратором курса – Аннализа Саннино, кандидат психологических наук, преподаватель факультета педагогики университета Хельсинки, научный сотрудник группы исследования новых форм работы и обучения Центра.
Студентами этой группы стали 16 участников из девяти стран (Австрия, Великобритания, Германия, Ирландия, Китай, Россия, США, Турция, Финляндия). Учебная группа носила междисциплинарный характер. Ее участники имели опыт в таких областях, как философия, психология, образование, социальная поддержка материнства, информационно-коммуникационные технологии в обучении и работе, дизайн и визуализация, сельское хозяйство, консалтинг, управление человеческими ресурсами, – и один общий интерес – изучить возможности теории деятельности применительно к практическим задачам в этих сферах человеческой деятельности.
Участники школы в процессе обучения овладевали основными понятиями и методами теории деятельности Ю.Энгестрёма и изучали прикладные проекты в таких областях как образование, здравоохранение, гигиена труда, консалтинг и организациях как почтовый офис, аэропорт, банк, библиотека. Занятия проходили динамично, традиционные лекции, семинары, дискуссии, разборы кейсов, промежуточное тестирование, итоговая работа, и видеоконференции, проходили вместе с индивидуальными и групповыми консультациями и презентациями, обратной связью по email, сессией ответов на вопросы. Студенты школы имели возможность участвовать в лабораторном эксперименте и двух сессиях обсуждения по методу Лаборатории изменений.
Основные понятия теории деятельности Энгестрема, изученные в процессе курса:
- экспансивное обучение (expansive learning) (Engeström, 1987),
- кольцо экспансивного перехода (обучения) (cycle of expansive transition, cycle of expansive learning) и двойная связь (double bind) (Engeström, 1987),
- общая модель системы деятельности (Engeström, 1987),
- объект; разделенный объект (shared object); колоссальный, неудержимо растущий объект (runaway object) (Engeström, 2009),
- пересечение границ (boundary crossing) (Kerosuo & Engeström, 2003),
- ко-конфигурация (co-configuration) (Engeström, 2004),
- кнотворкинг (knotworking) – сотрудничество между отдельными актерами и системами деятельностей в изменяемой, импровизированной, совместной деятельности (Engeström, 2008).
Профессора и исследователи центра К.Лаунис (K.Launis), Х.Ахонен (H.Ahonen), Ю.Пилайа (J.Pihlaja), Я.Хаутамаки (J.Hautamäki), К.Кутти (K.Kuutti), Р.Миеттинен (R.Miettinen) и ближайшие их коллеги Р.Сайо (Roger Säljö) (Швеция) представили текущие и уже реализованные в Финляндии проекты, также состоялись видеоконференции с Ф.Блаклером о культурно-исторической теории деятельности и организационных исследованиях (F.Blackler) (Великобритания) и М.Коулом (M.Cole) (США) о понятии развития в культурно-исторической теории деятельности (вертикальное и горизонтальное развитие).
Основной метод теории деятельности Энгестрёма начал разрабатываться с середины 1990-х гг. под общим названием Лаборатория изменения. Первое описание и анализ использования метода были проведены на материале почтового сервиса в Финляндии (Pihlaja, 2005). Инструментарий Лаборатории изменений включает следующие варианты основного метода:
- Лаборатория культуры (Teräs, 2007),
- Лаборатория компетенции (Ahonen, 2008),
- Лаборатория пересечения границ (Engeström, 2001, JEW),
- Лаборатория внедрения (Kerosuo, 2006).
Возможность применения этого психологического метода к анализу деятельности организаций и проведения культурно-исторических исследований человеческой деятельности в организационной психологии – отличительная особенность метода Лаборатории изменения.
Информацию о курсе в 2011 году можно найти на сайте Летней школы Хельсинки.
Библиография
- Engeström, Y. (1987). Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit.
- Engeström, Y. (2004). New forms of learning in co-configuration work. Journal of Workplace Learning, 16, 1-21.
- Engeström, Y. (2008). From teams to knots: Activity-theoretical studies of collaboration and learning at work. Cambridge: Cambridge University Press.
- Engeström, Y. (2009). The future of activity theory: A rough draft. In A. Sannino, H. Daniels & K. D. Gutiérrez (Eds.), Learning and expanding with activity theory. Cambridge: Cambridge University Press (pp. 303-328).
- Kerosuo, H. & Engeström, Y. (2003). Boundary crossing and learning in creation of new work practice. Journal of Workplace Learning, 15, 345-351.
- Sannino, A., Daniels, H. & Gutierrez, K. (Eds.) (2009). Learning and expanding with activity theory. Cambridge: Cambridge University Press.
Отчет подготовила:
М. А. Сафронова
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии Московского городского психолого-педагогического университета
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript