13.10.2006 01:33
Печать

Исследование развития памяти, проведенное А.Н. Леонтьевым заслуженно считается классикой культурно-исторической теории. Однако именно это делает необходимым повторное проведение исследования – ведь в связи с изменением социальной ситуации развития современных детей должны произойти и изменения прежде всего в количественных характеристиках памяти.

Результаты, полученные в конце 20-х годов прошлого столетия посредством методики исследования непосредственной и опосредованной памяти (известной так же как «методика А.Н.Леонтьева»)  ярко демонстрируют одно из основных положений культурно-исторической концепции развития высших психический функций - это развитие не является неизменным и независящим от социокультурных условий, которые, конечно, по сравнению с концом 1920-х годов в нашей стране значительно изменились. Поэтому можно полагать, что процессы формирования и развития высших психических функций (ВПФ), в частности опосредствованной памяти, у современных детей протекают в более быстром темпе.

Проводимое исследование помогает ответить на вопрос о том, как современные условия влияют на развитие памяти как культурной функции (а это есть одна из актуальных задач детской (возрастной) психологии ).
С другой стороны в проекте исследуется, насколько методика, созданная более 80 лет назад является достаточно надежной и устойчивой к влиянию методических помех. В ходе исследования внесены некоторые методические коррективы в соответствие с изменившимися реалиями.

Репликация методики А.Н.Леонтьева начата под руководством Б.Г.Мещерякова в Международном университете «Дубна» (результаты работы над проектом опубликованы в Психологическом журнале Университета «Дубна», №1, 2008) и И.А.Корепановой в МГППУ.


Цель проекта: репликация методики А.Н.Леонтьева-Л.С.Выготского изучения процессов опосредования при запоминании и воспроизведении слов.
Объект исследования: процессы опосредованной и непосредственной памяти.
Предмет исследования: процессы опосредованной и непосредственной памяти в детских возрастах.
Общая гипотеза проекта:
Так как высшие психические функции социально-обусловлены, то уровень их развития так же обусловлен социально-исторически. У современных детей опосредствованная память развита лучше, чем у детей 1920-х годов.
Частная гипотеза 1. В развитии опосредствованной и непосредственной памяти наблюдаются существенные различия. В младшем школьном возрасте  отмечается переход от внешне-опосредованной памяти к внутренней. А.Н.Леонтьев назвал этот период периодом «культурного перелома». В младшем школьном возрасте (по сравнению с дошкольным возрастом) превалирует опосредованное запоминание. Повышение успешности произвольного запоминания происходит на протяжении всего детства.
Частная гипотеза 2. Буквенное опосредование менее эффективно нежели картинно-опосредованное запоминание до подросткового возраста.


Методика исследования. Испытуемым устно предъявляется 15 слов для запоминания. В первой серии – изучалось непосредственное запоминание. Во второй и третьей сериях (запоминание с помощью визуальных средств – картинок. Четвертая серия — буквенное опосредование.
В процедуру обследования было введено несколько изменений: для обеспечения контроля побочных переменных (эффектов порядка) слова испытуемым предъявлялись в произвольном порядке. Для проведения эксперимента использовались картинки из методического пособия к исследованию памяти, разработанного С. Я.  Рубинштейн (Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения их в клинике. М., 2007). В ходе пилотажного исследования было выявлено, что некоторые картинки - ключ, перьевая ручка, чернильница, булочная, детские штанишки фиолетовые, перья – представляли собой устаревший в культурном отношении вариант. Были выбраны новые картинки, была проведена экспертиза. В процессе экспертизы каждому из семи экспертов, в число которых входили профессора, аспиранты и студенты университета МГППУ, предъявлялись три альтернативных изображения. Отобранные картинки соответствовали новому визуальному ряду и были выдержаны в единой стилистике стимульного материала.

 


Материал для запоминания
1серия
Запоминание непосредственное, без внешних опор-картинок
Рука, книга, хлеб, дом, лупа, пол, брать, нож, лев, мел, серп, урок, сад, мыло, перо
2 серия
Запоминание опосредованное, с внешними опорами-картинками.
Снег, обед, лес, ученье, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул
Картинки для запоминания во 2 серии:
Диван, гриб, корова, умывальник, стол, земляника, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная лампа, картина в раме, поле, кошка.   
3 серия
Запоминание опосредованное, с внешними опорами-картинками. По предположению А.Н.Леонтьева, более трудное, так как нет однозначной связи между картинками и словами, слова выражают более абстрактные понятия.
Дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд
Картинки для запоминания в 3 серии:
Полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья, поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.
4 серия
Запоминание опосредованное, с внешними абстрактными опорами-буквами
Лодка, машина, нога, окно, река, солдат, флаг, цветок, дверь, глаз, волна, зал, шапка, песок, кукла
Картинки – 20 букв русского алфавита

 


Выборка испытуемых:
дети 5-6 лет (воспитанники ДОУ г. Москвы)
ученики 2, 3, 4, 6, 7, 9 классов различных ГОУ СОШ г. Москвы
студенты 1-3 курсов МГППУ

В исследовании принимает участие более 200 человек.
Сбор эмпирического материала осуществляется студентами дневного, очно-заочного и заочного отделения МГППУ.

Промежуточные результаты работы над проектом представлены в курсовых и дипломных работах:
  1. Бирюк С.М. Развитие опосредствованной памяти у детей подросткового возраста. – Курсовая работа. – М., МГППУ, 2007-2008.
  2. Мячина С. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте. – Курсовая работа. – М., МГППУ, 2007-2008.
  3. Петухова Н. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте. – Курсовая работа. – М., МГППУ, 2007-2008.
  4. Пильник И. Развитие опосредствованной памяти в дошкольном возрасте. Курсовая работа. – М., МГППУ, 2007-2008.
  5. Родная В. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте. – Курсовая работа. – М., МГППУ, 2007-2008.
  6. Федякина Н.В. Развитие опосредствованной памяти у детей дошкольного возраста. – Дипломная работа. – М., МГППУ, 2008.
  7. Хозина Н. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте. – Курсовая работа. – М., МГППУ, 2007-2008.
  8. Федорова А.В. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте. (на примере репликации методики А.Н. Леонтьева). Дипломная работа. – М., МГППУ, 2008.

На текущий момент исследование завершено. Подробный отчет по проведенному исследованию представлен в статье:

Корепанова И.А. И вновь о параллелограмме развития памяти: данные московской выборки // Психологический журнал  Международного университета природы, общества и человека «Дубна».  – 2010.  – № 4
Обновлено ( 16.11.2011 18:48 )